Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Автор — врач
Аршинова Ирина Александровна

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Малыш, складывающий буквы в слоги, а затем в слова, когда никто из его сверстников ещё не освоил алфавит — предмет особой гордости родителей. Такой маленький, а уже начал читать! Особенно приятно, если и учить его этому не приходилось. Так, показали буквы пару раз, или вообще учили читать старшего ребёнка. Однако гиперлексия — это далеко не всегда хороший показатель быстрого и/или гармоничного развития ребёнка.

Гиперлексия — это когда ребёнок начинает читать рано и неожиданно, выходя за пределы своих способностей по возрасту. Часто она сопровождается навязчивым интересом к буквам и цифрам, который развивается в младенчестве.

Гиперлексия часто, хотя и не всегда, является частью расстройства аутистического спектра (РАС). Она считается отдельным, уникальным навыком, который не имеет особого практического применения. И вот на что надо обращать внимание, если ваш ребёнок вдруг начал рано читать — особенно если вы не прилагали к этому серьёзных усилий.

Какие существуют типы гиперлексии?

Существует три типа гиперлексии:

Гиперлексия I типа.

При этом типе дети, развивающиеся без нарушений, учатся читать рано и намного лучше своего ожидаемого уровня по возрасту, обычно с поддержкой интереса родителями или старшими братьями и сёстрами. Поскольку другие их сверстники в конечном итоге научатся читать и догонят этот навык, такое состояние временное, самое благоприятное в прогнозе и не требует вмешательства.

В большинстве случаев этот тип – действительно просто ранний навык чтения, небольшой перекос в развитии, который ничем (кроме риска близорукости, если ребёнок мало гуляет) не грозит.

Важно: при этом типе гиперлексии ребёнок понимает текст и может пересказать его. Дети с другими типами или не понимают смысл, концентрируясь на буквах и звуках, или отстают в вербальной речи.

Гиперлексия II типа.

Этот тип гиперлексии встречается у детей с аутизмом. Они часто одержимы цифрами и буквами, предпочитая книги и магнитные буквы другим игрушкам. Они также часто запоминают важные числа, такие как номерные знаки и даты рождения.

У этих детей обычно есть более типичные признаки расстройства аутистического спектра, такие как избегание зрительного и тактильного контактов и повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.

Гиперлексия III типа.

Этот тип похож на гиперлексию II, но симптомы со временем уменьшаются и в конце концов исчезают. Дети с гиперлексией III типа, как правило, обладают отличным пониманием прочитанного, но вот развитие вербальной речи может отставать. У них также отличная память.

В отличие от детей с аутизмом, дети с гиперлексией III типа легко идут на контакт, общительны и тактильны.

Распространена ли гиперлексия?

Трудно точно сказать, насколько распространена гиперлексия, потому что нормотипичных детей на неё не проверяют, и информацию о том, когда дети начинают читать раньше среднего возраста овладения навыком, никто не собирает. Но вот некоторые факты и статистические данные:

По данным исследования учёных из Монреальского Университета, среди детей с аутизмом гиперлексия наблюдается у 6-14%. Не все люди с гиперлексией страдают аутизмом. Примерно 84% детей с гиперлексией страдают аутизмом. Надо отметить, что это врачебные данные, включающие случаи, когда ребёнок с ранним началом чтения попадал к специалисту определённого профиля с признаками нарушений развития.

Как диагностируется гиперлексия?

Учёные Университета Монреаля говорят: дети с гиперлексией овладевают продвинутым навыком чтения в возрасте от 2 до 4 лет, а порой и ещё раньше. В таких случаях можно заметить повышенный и стойкий интерес к буквам уже с 18 месяцев.

Гиперлексия I типа не является расстройством и не требует диагностики. Ребёнок просто рано научился читать, и у него нет нарушений развития.

Гиперлексия II диагностируется по следующим признакам:

Способность к чтению намного выше ожидаемой в зависимости от возраста ребёнка. Одержимость цифрами и буквами. Механическое обучение, например, путем повторения фрагментов информации. Другие поведенческие проблемы.

Гиперлексию III типа может быть трудно диагностировать, поскольку, помимо раннего чтения, дети часто демонстрируют «аутичные» черты и поведение. К ним относятся:

Замечательная способность к запоминанию, «фотографическая» память. Другие продвинутые способности. Сенсорная чувствительность. Сильное сопротивление изменениям. Фобии и страхи.

Склонность к играм без ролевых моделей: выстраиванию игрушек в ряд по цвету, размеру, категориям, но без интерактивных действий с ними (машинки не ездят, а расставляются в ряд, игрушки для песочницы размещаются по цвету, и на этом всё).

Перестановка местоимений, например, обращение к себе как к нему, ей или тебе или по собственному имени: вместо «я хочу пить» ребёнок говорит «он хочет пить», «Вася хочет пить» и т. д.

Однако дети с гиперлексией третьего типа часто тактильны, общительны и интерактивны со своими ближайшими родственниками. Их аутистическое поведение со временем уменьшается, и в конечном итоге они становятся типичными для своего возраста. Это должен диагностировать профессионал, имеющий опыт в дифференциации РАС и гиперлексии III типа.

Как лечится гиперлексия?

Детям с гиперлексией I не требуется лечение, хотя если ребёнок читает много, стоит подумать о расширении круга интересов, а также о том, чтобы компенсировать нагрузку на глаза частыми прогулками.

Детям с гиперлексией II и гиперлексией III подходят несколько видов терапии.

Логопедическая и языковая терапия

Логопедическая и языковая терапия может помочь улучшить языковые и социальные навыки детей с гиперлексией. Их продвинутые способности к чтению используются для помощи в развитии их слабых сторон, которые могут включать социальное взаимодействие и понимание вербальной речи. У каждого ребёнка должен быть индивидуальный план лечения, который фокусируется на его потребностях, включая:

Социальные навыки. Более высокий уровень языковых навыков. Понимание устной речи. Письмо и речь.

Некоторые стратегии, которые терапевты используют для работы над этими навыками, включают:

Визуальные методы поддержки понимания. Визуальные расписания и временные шкалы. Ассоциации для обучения связям слов. Социальные истории. Причинно-следственные связи. Стратегии для родителей.

Трудотерапия (эрготерапия)

Трудотерапия индивидуальна для каждого человека, но трудотерапевт всегда работает над любыми проблемными областями, которые могут включать:

Сон. Питание. Правила ухода за собой. Участие в школьных мероприятиях и в общественной деятельности. Письмо. Коррекция реакций на сенсорную стимуляцию.

Выбор школы

Разные образовательные программы — это главное отличие стратегии для детей с гиперлексией II и III типов.

Дети с гиперлексией II получат больше возможностей в классах специального образования. Обычные классы могут быть для них слишком стимулирующими, перегружающими, индивидуальное обучение снизить возможности социальной адаптации. Небольшие классы со спецпрограммой считаются оптимальным вариантом. Дети с гиперлексией III типа не только могут, но и получают больше пользы от типичной образовательной программы в обычной школе: там больше шансов иметь подходящее социальное взаимодействие с одноклассниками того же возраста.

Всем детям с гиперлексией полезно осваивать навыки с помощью письменной речи. Это задействует их сильные стороны, укрепляет уверенность в себе и снимает стресс во время обучения.

Безмолвная гиперлексия, когда не говорящий малыш уже читает «про себя», нередко является также частью особого симптомокомплекса юного гения: читайте о нём в статье «Синдром Эйнштейна у детей: а вы о нём слышали?».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Источник материала: Medaboutme.ru

Related Posts

С 13 до 15 часов: раскрыто, в какое время лучше всего спать днём

Это сделать вас продуктивнее Вместо энергетика подумайте о дневном сне. Регулярные короткие периоды такого сна поможет вам чувствовать себя бодрее и позволит побороть хандру. © Pixabay/CC0 Public Domain Если…

Неожиданный побочный эффект: обычные обезболивающие притупляют чувство страха

Автор — врач кардиологАршинова Ирина АлександровнаНеврология Психология Психиатрия Фармакология Лекарства Психотерапия Лекарства и БАДы Приём некоторых нестероидных противовоспалительных препаратов – распространённых обезболивающих – может не только облегчить…

Детали операции по освобождению Нескучного в ДНР рассказали сами бойцы

Фронтовые сводки. В Донецкой республике под контроль России перешли Терны и Нескучное. Отличились подразделения группировок войск «Запад» и «Восток». Врага из Тернов — важного опорного пункта ВСУ…

Ночные судороги у ребёнка: когда вызывать скорую?

Автор — врачАршинова Ирина Александровна Статью проверил доктор медицинских наук, профессорСундуков Александр Вадимович Судорожные приступы у ребёнка могут серьёзно испугать. Но знаете ли вы, что они на…

Депрессию назвали одним из ранних признаков старческого слабоумия

Об этом говорится в работе, опубликованной в Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry Известно, что наличие депрессии повышает шансы на развитие деменции. Однако это состояние также может быть ранним признаком старческого слабоумия….

Сухой кашель у ребёнка до года: причины и как лечить

Автор — врачАршинова Ирина Александровна Статью проверил доктор медицинских наук, профессорСундуков Александр Вадимович Кашель помогает организму избавиться от раздражителей. Сухой кашель, также известный как непродуктивный, обычно вызван…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *