Психология — современный мейнстрим, но пока она остается малодоступной для мам. Это кажется непосильной задачей — нанять няню, запланировать время, куда-то пойти и разговаривать целый час. А если это делать дома онлайн — нужно отдельное помещение, куда не заглянут члены семьи, не забегут дети, ну и снова нужен как минимум свободный час. И в то же время мамы, как никто другой, нуждаются в поддержке психолога. И получается замкнутый круг — психолог нужен и даже необходим, но встречу с ним настолько сложно реализовывать, что опускаются руки. И вот, кажется, решение найдено — появился сервис для переписки с психологом, где каждая мама может получить вместо часа целую неделю психологической поддержки, причем недорого.
Об особенностях такой терапии мы беседуем с генеральным директором сервиса Mindsafe, президентом Международной ассоциации текстовых консультантов и онлайн-терапевтов IATC&OT, автором книги «Психолог по переписке. Метод будущего в работе помогающего практика» Ириной Баржак.
— Текстовая терапия? Неужели уже сейчас и такая существует?
— Да, и она уже завоевывает популярность именно у мам. Потому что все, что нужно для консультации — это чат в телефоне. Общество развивается, нам все проще общаться по переписке — так почему бы и не пообщаться с психологом в мессенджере?
— Как появилась идея создания подобного сервиса?
— Знаете, этот проект будто был помощью мне самой 20 лет назад. Меня бросил муж во время беременности. Ушел к другой.
Это был ужасный удар. В роддоме меня поддерживала психолог, но когда я родила, то рядом не было ни одного специалиста — я жила в маленьком городке. Мы жили впроголодь, помню, как я радовалась, что у меня есть молоко, если бы нам пришлось питаться смесями — мы бы не выжили. И, как вы понимаете, денег на психолога тоже не было. Помню, невропатолог выписал мне глицин и даже не выслушал.
Я остро в этом нуждалась, но еще долго не было такой возможности — пойти к психологу, учитывая стоимость консультаций. Сейчас вспоминаю эти времена, и слезы наворачиваются на глаза — я около двух лет находилась в пограничном состоянии. Когда я закончила обучение сама, очень хотела сделать недорогие консультации для таких, как я тогда. Но постепенно поняла, что одна не смогу помочь всем тем, кто в этом нуждается. И поэтому возникла идея специального сервиса для мам, где каждая могла бы получить недорогую помощь.
— Правильно я понимаю, что консультация длится целую неделю вместо привычного часа?
Да, и такой ритм позволяет клиенту получить максимальную пользу, а психологу — не выгореть. Это так называемый асинхронный метод переписки — мама пишет тогда, когда ей удобно. И она точно знает, что раз в сутки ей ответит специалист. И не просто ответит, а поймет, выслушает, при необходимости даст задание, объяснит, что происходит с ней с психологической точки зрения. И, конечно, неделя — это минимальный промежуток времени, количество сессий может быть каким угодно.
— С какими вопросами чаще всего обращаются мамы?
Чаще всего можно выделить вопрос помощи — мамы порой начинают требовать от своих мужей невозможного — чтобы помогал с детьми и одновременно — чтобы больше зарабатывал. Это вызывает конфликты. Вопрос о противоречиях в воспитании с бабушками занимает отдельное место. Тревожность о том, что происходит в мире, как обезопасить от этого малыша, усталость и просто желание выговориться и быть услышанной. Особые вопросы: кажется, я не люблю своего малыша и как быть хорошей мамой. Это, если коротко, основные вопросы, с которыми мы сталкивались в своей работе. Хотя есть и множество других.
— Как же психолог понимает, что происходит с человеком, если он не видит своего собеседника?
— В тексте не бывает случайных слов. И обученный психолог может понимать абсолютно все, что происходит с мамой через слова, предложения, знаки препинания… Существуют слова-маркеры, благодаря которым психолог может лучше понять состояние клиента, чем при личной встрече.
— А где гарантия, что у вас не бот?
— Я регулярно тестирую всех психологических ботов, и пока мне становится скучно общаться с ними на психологические темы на 2-3-м вопросе. Я понимаю, что на том конце — бездушная машина. А человеку нужен человек. Когда я читаю сообщение от живого психолога, то у меня идут мурашки, и они возникают у нас одновременно в разных городах, я чувствую, что услышаны и мои переживания — это нормально. С ботом — нет энергии в переписке.
— Кто работает на вашей платформе? Как понять, какому психологу можно доверять?
— У нас работают только члены Международной ассоциации текстовых консультантов и онлайн-терапевтов IATC&OT, а это значит, что они прошли две ступени курса по текстовому консультированию, провели учебные сессии под моим наблюдением, предоставили дипломы о профильном образовании, регулярно участвуют в супервизиях и интервизиях, обсуждая свой опыт, участвуют в Международной конференции PSYTEXT в журнале PSYCHOLOGIES, и я лично могу доверить им своих родных.
— А как к этому методу относится мировое психологическое сообщество?
Лучше всего об этом написал Ирвин Ялом, американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета: «Мне это казалось абсурдным, но вскоре я выяснил, что многие клиенты чувствуют себя в большей безопасности благодаря анонимности текстовых сообщений и более того, молодым клиентам такое общение не доставляет никакого дискомфорта: они выросли на различных мессенджерах и часто предпочитают этот способ общения с друзьями телефонным звонкам. На данный момент складывается впечатление, что текстовая терапия сыграет серьезную роль в будущем нашей сферы деятельности»
Он сначала воспринял метод скептически, однако провел несколько супервизий и понял, что тестовое консультирование в каких то случаях не уступает очному консультированию. А в каких-то случаях работает эффективнее очных встреч.