Палитра окружающей среды влияет на настроение сильнее, чем может показаться. Она способна вызывать усталость, раздражение, тревожность или, наоборот, создавать ощущение уюта и безопасности. Рассказываем о влиянии цвета на психику, научных данных и об интересных фактах по теме.
Что такое психология цвета
Это область знаний, которая изучает, как цветовая гамма влияет на чувства, поведение, восприятие и принятие решений. Мозг реагирует на палитру автоматически, человеку не приходится даже задумываться. Восприятие зависит от разных факторов, основных три:
-
Традиции. Например, белый в России ассоциируется с чистотой и свадебным платьем, а в Индии — с трауром и похоронами. Красный в Китае олицетворяет удачу, а в западной культуре — опасность или страсть.
-
Личный опыт. Ассоциации формируются благодаря воспоминаниям и событиям. У одного человека синий или коричневый связан с уютом, потому что такими были стены в деревенском доме его бабушки, у другого — с раздражением, так как в детстве он не любил школьную форму этого тона.
-
Физиологические особенности. Например, с возрастом восприятие меняется, а у людей с дальтонизмом часть палитры вообще выпадает.
Есть и общие закономерности восприятия: черный цвет практически всегда ассоциируется с элегантностью, а оранжевый — с теплом, радостью, солнцем.
Интересный факт
Оттенок влияет на восприятие вкуса. Экспериментально ученые доказали, что красные и оранжевые напитки кажутся кислее, чем на самом деле, а синие и фиолетовые — слаще.
Интерес к цвету как элементу психологии появился в XIX веке. В 1810 году немецкий поэт и мыслитель Иоганн Гете выпустил труд, где описал влияние оттенков на душевное состояние. Он считал, что каждый вызывает определенное настроение: синий успокаивает, желтый радует, а красный цвет возбуждает.
В середине XX века швейцарский психолог Макс Люшер разработал цветовой тест, с помощью которого можно оценить эмоциональное состояние человека. Он предположил, что выбор определенных оттенков связан с внутренними потребностями: синяя гамма указывает на стремление к спокойствию, зеленая — к самоутверждению, красная — к достижению целей. Тест быстро распространился по миру и стал использоваться в психодиагностике.
В наши дни знания о влиянии цвета активно применяют оформители интерьеров, архитекторы, стилисты. Особую роль палитре отводят веб-дизайнеры. Например, цвета сайта влияют на поведение аудитории: от них во многом зависит, останется ли человек на странице или сразу закроет ее.
Составляющие цвета
Любой оттенок можно описать через три параметра: тон, насыщенность и яркость.
-
Тон — это сам цвет. Например, фиолетовый, синий, коричневый, белый, красный, оранжевый, розовый. Параметр определяют длиной световой волны. Он влияет на эмоциональное состояние и психику: теплые тона вызывают возбуждение, холодные — спокойствие.
-
Насыщенность показывает, насколько интенсивен или приглушен цвет. Чем она выше, тем сильнее оттенок бодрит, привлекает внимание, вызывает эмоции.
-
Яркость определяется количеством белого. Светлые тона воспринимаются как легкие, а темные — как тяжелые, глубокие.
Зная подобные нюансы психологии, можно управлять настроением, атмосферой и поведением людей. Например, в бизнесе учитывать, что оформление сайта или магазина влияет на лояльность пользователей и продажи, так же как расцветка одежды — на впечатление о человеке.
Интересный факт
В темноте глаза не видят палитру. Однако, если дать человеку клубнику или сказать, что перед ним на столе именно эти ягоды, он будет уверен, что они красные, а не белые или фиолетовые.
Психологические характеристики тонов палитры
Согласно психологии цвета многие тона вызывают схожие эмоциональные отклики у людей из разных стран.
Что можно сделать?
Узнать, как оттенки продуктов и посуды влияют на аппетит, и использовать эффекты от психологии цвета в домашней кулинарии и сервировке. Например, заварите синий тайский чай и подайте его к яркому красному плову с коричневым соусом эспаньоль. Приготовьте борщ оранжевого цвета, а на десерт — «Белую тучку». Когда хотите съесть поменьше, сервируйте стол посудой теплых тонов, например красного цвета или желтого, а если хотите усилить аппетит, выбирайте тарелки в холодной палитре — голубой, фиолетовой.
А вы обращаете внимание на цвет при сервировке стола? Расскажите в комментариях.